
Сейчас стало модным совершать паломничество в буддийские храмы, к раскрученным индийским йогам или в религиозные Мекки Старого Света. А что делать, если вы без ума от автомобилей? Тогда вам прямая дорога в Италию. Ее автоистория достойна своей библии.
Бергамо, 0 км
Fiat «Чинквеченто» стоит в крошечном «кармашке» федеральной трассы А4. Дорога раскалена до неприличия – вокруг жара, грубый асфальт и юркие ящерицы. Часа три назад картина была совсем другой – прохладное утро родного Петербурга казалось куда более приятным, когда приходится ехать куда-то далеко и надолго. Но сейчас мы в Италии. 10 минут назад, заскочив прямо с самолета в офис аренды автомобилей, мы забрали то, что должно приютить нас в своем салоне на ближайшую неделю.
В компании по аренде автомобилей нас встретили дружелюбно. Но какая машина достанется нам – мы так и не поняли:
- «Чинквеченто», - ответил итальянец на наш вопрос, ожидая радость, негодование или просто хоть какую-то эмоцию в ответ. Что это за слово и что за ним стоит – узнали чуть позже, когда с ключами брели по парковке у аэропорта, сверяя номера буквально с каждым автомобилем.
Мы вскричали чуть ли не одновременно: 500! В голову ударили простые числительные из итальянского разговорника, когда номер на ключах совпал с номером на ретро-модерн-стайлинг автомобильчике Fiat 500. Представьте, что сегодня «Запорожец» выпустил бы новую версию «горбатого» в современном, но стилизованном под старую модель кузове - эффект получился бы отличным. В нашем случае более итальянской машины мы бы найти не смогли – даже цифру «500» при общении они произносят не на английском. Только «Чинквеченто» - словно любое иноземное может испортить итальянский дух этого автомобиля.
Миф о неприспособленности «мини» и «микро» классов к длительным поездкам разваливается буквально на глазах: показатель расхода на электронном табло редко переваливает за 5 литров, а мимо по левой полосе то и дело пролетают «Смарты» на 140 км\ч. Мы едем в Турин - наша первая остановка. Осталось 180 км...
Путевая заметка №1: в России итальянские Alfa Romeo можно пересчитать по пальцам и по головам их владельцев. А в Италии эти чистокровные итальяшки с шильдиком змеи и креста вытесняют даже армию «Фокусов».
Турин, 182 км от начала пути
Город встречает промышленными трубами и явно не самыми богатыми кварталами. Центр автоиндустрии Италии – именно таковым и является Турин – приютил главный завод автогиганта Fiat, а также Iveco, Lancia и практически всех легендарных художников мирового автодизайна - Pininfarina, Bertone, Italdesign, I.D.E.A., Ghia… Начинать паломничество по автомобильным святыням можно только отсюда.
4 года назад здесь прошла Зимняя Олимпиада. От нее осталось несколько построенных спортивных комплексов и памятников. И воспоминания о двух странных и совсем несмешных талисманах Игр – Снежка и Кубика льда…
Чтобы понять масштаб участия Fiat в жизни туринцев, достаточно посмотреть на любую крупную парковку: сплошная линия шильдиков этой компании лишь изредка прерывается на Alfa Romeo или Peugeot. И здесь нет ничего удивительного – все дело в цене. Итальянцы готовы платить 320.000 рублей за Fiat – за свой, отечественный автомобиль с запасом надежности русского БТР и с экономичностью велосипеда. Наш фиатовский «Чинкве» идеально вписывается в окружающий мир, как и в метровые парковочные дырки несколькими легкими поворотами руля.
Если разделить весь город на части, то окажется, что чуть ли не четверть Турина занимает завод Fiat. Он огромен – сравнение «город в городе» здесь даже как-то неуместно. Внутри – свои улицы с названиями, светофоры, переходы. Когда автогигант General Motors загибался под тяжестью миллиардных долгов, ходили слухи, что Fiat купит долю «американского пирога». Хотя у самих янки до сих пор в ходу шутливая расшифровка аббревиатуры Fiat – Fix It Again, Tony… В итальянской компании на это смотрят свысока – проблемы с качеством своих автомобилей Fiat оставил в далеких 90-х. А в новом тысячелетии под его крылом выпускается «всего-то» с десяток различных автокомпаний: Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lancia, Iveco…
Путевая заметка №2: …в зеркале заднего вида появляется вспышка дыма от жженой резины. За долю секунды назревает авария – ярко-синяя малолитражка (ну естественно это Fiat) каким-то образом оказывается поперек фуры, которая протаскивает бедный автомобильчик еще метров тридцать. Мы тормозим у обочины – журналистский цинизм заставляет любопытно всмотреться в то, что будет дальше. Авария несерьезная – пару помятых дверей, ее участники отделываются легким, а в случае с владельцем Fiat – тяжелым испугом. Но при этом весь поток – 4 полосы туринской кольцевой – моментально останавливается и включает «аварийку». ДТП можно объехать, фура перегородила только полторы полосы. Но все стоят!
От компании отрывается автомобиль (угадали – снова Fiat), но только для того, чтобы подъехать к рабочим дорожной службы, которые оказались буквально в трехстах метров от инцидента, и предупредить о «несчастье». Трогаемся через пять минут после начала «Туринской драмы», и еще с четверть часа едем в полном одиночестве на пустынной автостраде – все остались позади. Теперь понятно как образуются пробки на европейских автобанах…
Большая туринская четверка» - это дизайнерские студии Pininfarina, Bertone, Italdesign и I.D.E.A, создавшие за свою историю чуть ли не все итальянские спорт-кары и концепты. Наше время в Турине ограничено, мы едем только в одно из них – Pininfarina – где нас ждет встреча с потрясающим концептом Alfa Romeo 2uettottanta.
Модена, 478 км
Постоянно натыкаемся на шлагбаумы – то полтора евро отсыпь за проезд по кольцевой, а то и все 20 евро за 300 километров пути.
Модену мы достигаем как-то слишком быстро и даже непринужденно. Съезд на город направляет нас в нужное русло – в самое пекло спорт-карной промышленности планеты. Только здесь и в таком количестве в радиусе каких-то 20 километров находятся центральные офисы и заводы сразу 4 известных компаний: Ferrari, Lamborghini, Maserati, Pagani… Провинция Модены – это Силиконовая долина янки в итальянском исполнении. Здесь не делают «айфоны», «айпэды» и другие устройства с приставкой «ай». Здесь делают автомобили, стоимость которых редко падает ниже 200 тысяч долларов, а мощность двигателей никогда не была и уже не будет меньше трехзначного числа.
О том, что мы в особенном месте, вокруг напоминает многое: улица Автодрома, парк Энцо Феррари… Нам нужно проехать с юго-запада на самый север – путь лежит через Старый город. И, разумеется, туда въезд закрыт.
«Только для общественного транспорта и авторизованных машин», - восклицают таблички буквально на каждом подъезде к центру. Чтобы проехать во внутрь, надо быть либо водителем троллейбуса – здесь их почему-то очень много – либо проживать в центре, да еще и с оформленным пропуском. Через пару дней мы сюда вернемся – и проедем смело. Просто вместо Fiat 500 мы будем сидеть в Maserati GranTurismo и даже полицейские не решаться спросить этот пресловутый пропуск…
В итоге заблудились… Но совсем чуть-чуть. Просто уже в третий раз проезжаем мимо этого дурацкого фонтана! Дело принципа начинает постепенно завоевывать мозг: не спрашивая дорогу, хотим сами выехать на здание с трезубцем – на штаб-квартиру компании Maserati. Несколько зигзагов по району, и мы выскакиваем на высоченный стеклянный небоскреб, на котором уже много лет логотип Maserati накручивает круги. Навстречу из ворот проходной вальяжно выезжает GranCabrio. По чересчур радостному лицу водителя становится понятно, что это очередной журналист, который отхватил кусочек от компании чтобы пожечь резину в ближайшие пару дней. Нам тоже вскоре предстоит вот так же выехать наружу на темно-синем GT, а потом напечатать о ней кучу букв и строчек (особенно на стр. 45 этого номера). Ну а пока - остывающий после дневного зноя город. Модена...
Путевая заметка №3: вообще-то итальянцы за всю свою историю сделали не так много уродливых машин. Даже грузовики Iveco имеют свой «грузовой», утонченный стиль. Но следующее создание повергло в шок общественность еще 10 назад, и продолжает это делать до сих пор - первое поколение Fiat Multipla 1998 года. Почему-то оно по-прежнему пользуется популярностью у вроде бы стильных натурой итальянцев. И удивляет всех заезжих: лобовым стеклом в форме домашнего аквариума с рыбками, шестью фарами, раскиданными по всей «морде», да и самой «мордой», напоминающей больше горбатого кита, нежели автомобиль. Но вот что интересно: в 1999 году эту машину (кита) поместили в нью-йоркский Музей современного искусства. На выставку «Автомобили нового века» - в качестве образца дизайна будущего. Как хорошо, что они ошиблись с прогнозом…
В Модену мы приехали не вовремя. Да и в Италию в принципе – в самый разгар Чемпионата мира по футболу. Сборная Италии играет со Словакией – для итальянцев это последний шанс на выход из группы. Город вымирает. Никто не продает сувениры. Ни в одном кафе не дымится свежая пицца. Открытые окна домов, отчаянные и болезненные крики, кажется, всей Италии. Лучшего времени для ограбления банка не найти. Хотя, скорее всего, даже грабители сейчас «вгрызаются» в голубой экран, пытаясь строгим взглядом повлиять на ход матча.
На стойке отеля зачем-то спрашиваем до этого вежливого сотрудника про счет матча. А в ответ летит что-то очень быстрое и явно нецензурное – Италия проигрывает и, похоже, вылетает с турнира окончательно. Вот так здесь любят футбол.
Модена – город удивительный. Здесь каким-то непонятным образом уживается старинный центр - каменные соборы, брусчатка и чугунные всадники на постаментах – с современной и развитой деловой средой. А спорт-каров здесь мало – несмотря на 4 завода, очевидно, что большая часть этих машин покидает Модену навсегда, оставив жителей города томиться в просторных салонах своих Multipla…
Мы были в Maserati. Мимо Ferrari пройти тоже не смогли. Pagani навсегда осталась в нашей памяти и в памяти флеш-карт фотоаппаратов.
Милан, 653 км
5 утра – даже солнце лениво ползет наверх. Мы выезжаем в Милан так рано, потому что к 9 утра нас уже ждут в центре Alfa Romeo. «Чинкве» работает как часы. 120 км\ч, расход – 5.1 литра. Степенно обгоняем очередную фуру - номера русские, дальнобой, должно быть, забрался чуть ли не на самый южный край Европы.
Впереди виднеется массивное здание через всю автостраду – это дорожное кафе AutoGrill. По количеству съеденных в нем булок и спагетти можно сделать вывод, что более массовой сети придорожных кафе по Италии не найти.
Путевая заметка №4: вообще-то и в России обгонять справа считается не очень красиво, особенно когда можно сделать это слева. Но в Европе такой обгон – как минимум преступление против всего человечества. Мы об этом знали и старались подобные вещи (по привычке…) не совершать. Но вот ситуация: 3 полосы. Левая занята – там застряла фура со своим «черепашьим» разгоном. По центру особо не торопясь едет микроавтобус. А справа – никого. Но ни фура, ни микроавтобус за 5 минут так и не решаются подвинуться вправо или хотя бы как-то уступить место. Забираем в правую полосу и спокойно, без резких движений обходим всю компанию. И уже в зеркале начинаем наблюдать светомузыку из мигающих фар и сверкающие глаза очумевших от хамства водителей. Им бы в Россию, да на трассу М-10…
До Милана остается 15 километров. Отсюда дорога превращается в сплошную развязку. Вверх, вниз, влево, опять вниз – а в итоге все едешь прямо.
Милан – город огромный. Но куда бы ты не свернул, неизбежно попадаешь на центральный вокзал. Летом оказаться в этом городе – катастрофа. Раскаленный камень, сухой воздух и 40 градусов в тени. От модно одетых миланцев остаются только мокрые, но стильные рубашки со стоячими воротниками. От машин – лужицы воды от бешено работающих кондиционеров. Туристам, которые отважились на такой жаре гулять в глупых панамках и широченных шортах по историческим кварталам, надо поставить памятник. Кстати, памятников тут тоже много – может, среди них уже есть и туристу.
Плотный ряд припаркованных машин наполнен уже не шильдиками Fiat, а своими родными Alfa Romeo. В 20 километрах от Милана – штаб-квартира этой компании, куда стремится душа и сердце любого владельца «змеи на капоте».
Наш трип вместе с итальянским другом «Чинкве» подходит к концу.
Путешествие по святым автомобильным местам поменяло представление о том, чем действительно должен быть автомобиль – средством передвижения, а не иконой, на которую хочется молиться.
