
«Котопёс» (англ. CatDog) — анимационный сериал о фантастическом жёлто-рыжем животном (с одной стороны это собака, а с другой — кот), созданный в США. В Эмиратах мультсериал транслируется на телеканале ТНТ после полуночи — время, когда фотографы занимаются ретушью и цветокоррекцией, дизайнеры строят воздушные замки, певицы - исполняют застольные украинские песни, а редакторы и прочие креативщики - создают очередные нетленные шедевры. Сериал «Котопес» пользуется заслуженной популярностью у представителей творческих профессий...
Это моя вторая поездка в ОАЭ, в город-эмират Дубай, история которого уходит в глубь столетий, при том, что стране в целом всего-то под 40 лет. По динамике строительства и развитию инфраструктур, свойственных современному мегаполису, Дубай поистине удивляет: это город настоящего будущего — город сбывшихся мечт. Невольно начинаешь сравнивать Дубай и Петербург — климат влажный, столкновение двух климатических зон: в Эмиратах пустыня и море, у нас - континентальный и морские циклоны. Да и динамика строительства и последующего развития этих двух мест заставит кого угодно задуматься о сходстве...
Главная автомобильная артерия — Sheikh Zaed Road, или «Дорога Шейха Заеда»— семиполосная магистраль, соединяющая старые районы эмирата (Бар Дубай и Дейра) с новыми районами (JLT, Dubai Marina, Tecom и другими) и ведущая прямо до самой столицы ОАЭ — Абу-Даби. Трасса проходит рядом с самой большой в мире Свободной Экономической Зоной и портом Jebel Ali, и это только оправдывает название дороги. Если в других странах и городах имена значимым объектам городской инфраструктуры дают герои и политики, то в Эмиратах все обстоит несколько иначе. Шейх Заед - не герой, но в нужный момент просто помог деньгами нужным людям, а именно другим шейхам, оказавшимся в затруднительном положении, а в результате его именем было решено назвать самую значимую дорогу страны.
Вдоль Sheikh Zaed Road расположено основное количество станций дубайского метрополитена, похожих на декорации к фантастическому фильму, вагоны которого зачастую летят быстрее потока автомобилей, развивая скорость до 150 км/ч. Скорость же автомобилей на Sheikh Zaed ограничена: всего-лишь максимум 100 км/ч, но чтоб везде успеть, дорожный департамент допускает скорость до +20 км/ч к любому ограничению скорости на дорогах Дубая, но не более, а в случае превышения от +21 до +30 км/ч водителя ждет неминуемый штраф в размере 600 АЕД (около $165), а свыше +30 км/ч - до 5000 АЕД (около $1400). При этом ни одного полицейского под пальмами возле дорог: только движущиеся полицейские авто с радарами на крышах. Радары стоят почти через каждый километр дорог по всему городу и на стоящих подле них «билдингах». В Эмиратах не принято оспаривать штрафы: их оплачивают в обязательном порядке при ежегодной перерегистрации авто, или ежемесячно, или в любом удобном графике для нарушителей. Скажем, водитель, чей автомобиль был взят в прокат, оплачивает штраф при его возврате в салон проката. Кроме того, благоразумные граждане могут оплачивать штрафы через интернет-портал, а также места оплаты штрафов RTA (Dubai Roads and Transport Authority). И никакой Котопес тебе не поможет, даже если ты знаком с элитой страны — правящей семьей или местными шейхами: ибо все чтят Закон.
Слышал несколько историй о том как некоторые мировые звезды эстрады и кино, политики неоднократно пытались «не снимать корону» на местных таможнях и при оплате штрафов, за что были высланы обратно. Например, Остин Даллас — продюсер Мадонны и группы TLC, обладателя премии Grammy, - был арестован в аэропорту Дубая, направляясь на вечеринку по случаю дня рождения Наоми Кэмпбэлл. Признал себя виновным в провозе наркотика в страну и был приговорен к 4 годам лишения свободы. Правящий Эмир Дубая помиловал звезду, но находиться в стране не позволил. Далласс был выпущен из тюрьмы и сразу депортирован в США.
Ритм города на дорогах фантастический: здесь ездят машины и днем, и ночью, особенно по центральной магистрали и улицам, находящимся ближе к морю, в местах расположения многочисленных отелей. Хотя и городские улицы старого центра, как и отдаленные от центра дороги, окружные магистрали и развязки не бывают свободны от автомобилей. Пробки (в местном наречии - траффики) — бич любого мегаполиса. С утра автомобильный поток движется со стороны эмиратов Шарджа и Аджман по направлению к Джебел Али и Абу-Даби через все дорожные артерии Дубая, создавая пробки, а вечером в обратном направлении, что обусловлено низкой арендной платой на жилую недвижимость в Шардже и Аджмане, и высокой заработной платой в Дубае и Абу-Даби. Все эмираты, кроме Фуджейры, находятся на одной береговой линии, и траффики в час-пик неизбежны.
Правительство Дубая в сотрудничестве с Дорожно-Транспортным Департаментом (RTA ) разработали схему строительства дорог с учетом роста количества автомобилей на годы вперед, строительство которых, собственно, и создает дополнительные очаги пробок, но это не является проблемой, так как в Дубае можно простоять в пробке пол-часа - час, и только в часы-пик. Это трудно сравнить с пробками в российских мегаполисах и траффиком между эмиратами Шарджа и Дубай, где можно стоять часами, изредка двигаясь к цели: если выехать из Шарджи в 7-8 утра, то в Дубае можно оказаться после 10-ти, хотя эти Эмираты расположены впритык. В обратную сторону движение возможно только после 23:00, но даже этому есть причина. Более религиозный Эмират Шарджа и его правительство никак не могут решить вопрос со структурами власти Дубая по оплате за строительство дорог, которые проложены для разгрузки данного участка, и лежат они, необъезженные, уже несколько лет, в ожидании оказаться подарком от сильных мира сего.
«Дресс-код» солидного авто в Петербурге - черный и глубокий сероватый титановый колор, но в Эмиратах все обстоит иначе. Большинство серьезных машин, да и просто автомобилей окрашены в белый цвет, что обусловлено фантастической жарой и яркостью солнца. На дорогах Эмиратов в основном рабочие лошадки — машины японских и китайских производителей от легковых до грузовых. Их предпочитают социальные классы разного финансового достатка, при этом как легковые, так и внедорожники имею подобающую для тропического региона систему кондиционирования. Цена на подержанное авто порадует любого скептика, а сервисное обслуживание очень высокого уровня. Более обеспеченные граждане приобретают автомобили американского, немецкого или французского происхождения, причем и в салонах, и на дорогах нередко можно встретить автомобили, которые еще не поступили в продажу в самих странах-производителях. На авторынках - а в Эмиратах есть и они! - при желании можно найти запчасти к «Жигулям», «Волгам» и, к моему великому удивлению, к «Запорожцу». Вот такой Котопес!
Не для всех представителей высшего автомобильного пилотажа дороги —место, где им стоит находиться: скорость, понимаете ли, у некоторых не та... Ferrari, Lamborghini, Porsсhe — тихо крадучись по автострадам, урчат в пол-мощности, если их владелец всего-лишь любитель. Но миллионер может позволить себе ездить с той скоростью, которую способен автомобиль, причем в Эмиратах есть и автодромы, специально созданные для таких целей. Не забудем, что в этой стране проходят соревнования Formula 1, UAE Desert Challenge (заключительные этап мирового чемпионата FIA и FIM по ралли).
На территории Дубая продано и используется самое большое количество Rolls Royce и Bentley, а в странах Ближневосточного региона — самое большое в мире. К таким автомобилям прилагается водитель, самолет и все, что может позволить владелец! Кстати, на Boeing и Airbus авиакомпании Emirates, ведущего авиаперевозчика мира, тоже стоят двигатели Rolls Royce... Красиво жить не запретишь, но при этом цены на перелет Москва-Дубай-Москва самолетами Emirates в одном диапазоне с ценами Аэрофлота.
Самые приятные съемки — вовсе не здания и автомобили, а... еда и зрелища: откушать столько блюд разных кухонь мира за такое короткое время мне еще не приходилось. Арабская кухня, индусская, британская, русская, китайская, корейская, японская, тайская и все за каких-то трое суток, почти без сна!
Как правило, туристов возят смотреть на арабский танец живота, который далеко не местный, не танец бедуинов, а вайшьевский танец с влиянием различных форм танцев Индии, Цейлона, Японии, Афганистана, а также Африки (Египта, Эфиопии, Танзании, Ботсвана, Нигерии), Европы (Испании, Италии), Дальневосточных земль, включая Персидские веения. Но самое интересное туристам не увидеть: танцы индусок под белоснежный листопад разлетающихся колод нарезанных бумажек, которые символизируют денежные знаки, скорее всего относящиеся к «танцам Шивы», причисленных к современному индийскому классическому танцу, которые берут свои корни у истоков истории индусского народа, сопровождают нашу трапезу. Колоды, перевязанные банковской резинкой, подают на подносах большими порциями и каждая колода стоит от $15 до $ 150, а иногда и выше, что зависит от достатка гостя. Как правило, мужчина за вечер веерами выкидывает не менее 50 колод, и способ вбрасывания карт на танцовщицу известен только индусам, ибо кроме них так красиво воспроизвести не сможет никто. Кидать настоящие деньги запрещено законом, и данное шоу в целом не совсем легально.
Дубай славится не только своим либерализмом и достаточно религиозной терпимостью, но и объектами недвижимости, которые смело претендуют на звание «Чудес Света»: остров Пальма Джумера (Palm Jumeirah) — земля, насыпанная руками человека, простирающаяся на километры в открытое море, на которой находятся жилые здания, отели, виллы, работают все мыслимые и немыслимые инфраструктуры, там живут и работают люди; Бурж Ал Араб (Burj Al Arab) - знаменитый отель-парус; Бурж Халифа (Burj Khalifa) — самое высочайшее здание в мире (828 м), с жилыми апартаментами, барами, ресторанами, разными клубами, бутиками, подвесными садами, фонтанами, смотровыми площадками и единственным на сегодня в мире отелем Armani. Вообще-то у этого отеля изначально было совершенно другое название — Бурж Дубай (Burj Dubai) — в переводе с арабского означало бы «Башня Дубая», но здание было переименовано в самый разгар кризиса и «подарено» президенту Объединенных Арабских Эмиратов Его Высочеству Шейху Халифе Бен Зайду Аль-Нахайяну, как и многое другое движимое и не движимое имущество Дубая, в знак «благодарности» за покрытие внутренних и внешних долгов эмирата Дубай из государственной казны Абу-Даби.
