
Самое большое впечатление от поездки в Южную Корею: она удивляет не так уж и сильно!
Человек, который уже был в Японии и читал много книг об азиатской культуре, готов увидеть что-то подобное и на полуострове. Однако, корейцы скорее похожи на нас, европейцев, чем на японцев (которых здесь, кстати, недолюбливают). Они не кланяются, а жмут руки и обнимаются. Они любят выпить, да еще как — 12 литров 20-градусной водки Jinro выпивает в год среднестатистический кореец! Они едят вилкой и ложкой (хотя палочки тоже используют, но больше для перемешивания салатов). Причем едят не собак и водоросли (хотя и их тоже), а вполне европейскую пищу. Наконец, они ездят на леворульных машинах.
И уж совсем не удивляет автомобильный поток на улицах Сеула. Он… обычный! На улицах Токио, к примеру, даже опытный поклонник праворульных машин постоянно ходит с открытым ртом — большая часть моделей японских автомобилей нам совершенно неизвестны, потому что предназначены исключительно для внутреннего рынка и не поступают даже на наш вторичный.
В Корее можно увидеть ровно один незнакомый автомобиль — это электрический микровэн Kia Ray. На заводе выпустили всего 2500 таких машин, но они постоянно попадаются на глаза, потому что задействованы в городской системе кар-шэринга, то есть краткосрочного проката автомобилей. Стоимость использования прокатной машины — около 150 рублей в час.
Все же остальные машины, что заполняют дороги Сеула, мы хорошо знаем. Правда, иногда они известны под другими названиями. Так, модели Nissan здесь продаются под брендом Samsung, а Opel известен как Buick. Конечно, есть и другие имена для некоторых моделей. Например, Hyundai Grandeur в Корее называется Azera, Elantra знают как Avante, а вместо «российского» Solaris, конечно, Accent.
Hyundai — тема, которую нельзя не затронуть в статье про Южную Корею, даже если статья не предназначена для автомобильного журнала. Дело в том, что это такая национальная идея корейцев — чеболи. Южная Корея — малюсенькая страна, размером 300 на 500 километров, к тому же покрытая на 70 горами %. Природных ресурсов корейцам толком не досталось, поэтому они научились хорошо работать — на полуостров завозят сырье, а вывозят готовую высокотехнологичную продукцию. И без малого половину валового национального продукта обеспечивают всего три десятка фирм, чеболей (ударение на «о»). Это гигантские корпорации, работающие одновременно во многих отраслях и управляемые, как правило, одной семьей. Именно чеболи помогли совершить корейское экономическое чудо второй половины ХХ века. Формально после азиатского кризиса 90-х чеболи были принудительно разбиты на более мелкие компании, но в реальности во главе этих компаний по-прежнему стоят родственники.
Самые большие и известные из чеболей: Samsung, LG, Hyundai, Daewoo, Lotte. Нетрудно заметить, что вся автопромышленность также принадлежит чеболям. Исключение — маленький независимый SsangYong (сейчас продан индийской Mahindra&Mahindra). Автомобильный бизнес Samsung связан со сборкой машин концерна Renault-Nissan, легковое отделение Daewoo принадлежит General Motors (а бренд Daewoo фактически остался лишь в Узбекистане), грузовое — индийцам из Tata. Так что автомобильную Корею почти в одиночку представляет Hyundai Motor Group в лице двух своих брендов. Причем, если в мире обе марки концерна примерно равноценны, то на внутреннем рынке Kia — лишь небольшое приложение к Hyundai.
Сейчас Hyundai Motor Group (HMG) — четвертый по величине автопроизводитель мира, после GM, VW и Toyota. За прошлый год в 193 странах было продано 4,5 миллиона машин под маркой Hyundai и еще 3 миллиона Kia. Собираются автомобили в семи странах (в том числе в России, в Санкт-Петербурге), но больше всего Hyundai делаются непосредственно в Корее. Так называемый «завод в лесу» в городе Ульсане является гордостью и знаменитостью Южной Кореи, самым большим автомобильным предприятием в мире. Пять сборочных производств здесь выпускают 6000 легковых автомобилей в день! А в Чонджу находится завод HMG, выпускающий коммерческий транспорт — тоже самый большой в мире.
Благодаря своей горизонтальной структуре Hyundai удается немало экономить. Например, завод в Асане получает сталь для штамповки кузовных деталей с расположенного рядом металлообрабатывающего предприятия Hyundai Steel, которое, в свою очередь, делит территорию с металлургической Hyundai Hysco, куда везут железную руду корабли Hyundai Merchant Marine, построенные на верфях Hyundai Heavy Industries (которая, кстати, является самым крупным судостроителем мира)... Коробки передач поставляет Hyundai Powertech, фары — Hyundai IHL, логотип Hyundai стоит и на работающих на заводе погрузчиках, и на сборочных роботах, и, кажется, даже на самом маленьком болтике. Анекдотично при этом выглядит логотип Mitsubishi на лифтах в штаб-квартире HMG. При этом лифты-то в чеболе Hyundai тоже выпускают — ими оборудован сеульский метрополитен.
В итоге на территории Южной Кореи собирается свыше полутора миллионов легковых Hyundai в год (в России, для сравнения, 200 тысяч). Идут автомобили как на экспорт, так и на внутренний рынок. При этом Корея, скажем прямо, не лучшее место для производства машин, ведь средняя заработная плата в стране составляет свыше 100 000 рублей, при этом рабочие на заводах получают заметно выше среднего! Представители компании грустно говорят — да, мы бы уже сейчас могли построить полностью роботизированные производства, которыми бы управляли несколько инженеров. Но профсоюзы просто не дадут уволить рабочих! А профсоюзы здесь — чрезвычайно мощная сила, любые попытки администрации ухудшить условия труда рабочих могут вылиться в настоящие боевые действия. Все помнят, как завод SsangYong во время недавнего кризиса был захвачен рабочими и удерживался больше месяца.
Отдельно стоит сказать про R&D-центр HMG. Это целый город из ста зданий, вся территория которого, разумеется, находится под строгой охраной. 200 автобусов (!) с инженерами приезжают каждое утро из Сеула, и это лишь треть сотрудников — остальные добираются за рулем либо остаются ночевать на работе.
Короче говоря, после посещения Кореи к марке Hyundai начинаешь относиться совсем иначе. Кстати, произносится слово как «хёндэ», а переводится как «современность». И вдогонку еще факт: «Корея» по-корейски произносится «хэнкук» (как одноименный производитель шин), а Сеул — «соул» (как одноименная модель Kia).
И как в итоге выглядят корейские улицы? Примерно как российские в 1990-х годах, если заменить ВАЗ на Hyundai. То есть половина легковых автомобилей в потоке — марки Hyundai. Еще четверть — машины других корейских марок, и остальное — импорт. Импорта вообще здесь очень мало, еще в 2010 году на южнокорейском рынке иностранные бренды все вместе занимали лишь 1%. Дело в том, что (как бы смешно это ни звучало для нас) таможенные пошлины на европейские машины были равны 8%, поэтому Audi A6 здесь стоила 58 миллионов вон (для сравнения, Genesis — 43 миллиона). В 2012-м новый торговый пакт между Республикой Корея и Евросоюзом снизил пошлины до 3,2%, аналогичный пакт был подписан и с США, поэтому уже в прошлом году импорт занял 10% продаж новых машин. Интересно, что с Японией никаких пактов Корея подписывать не собирается, поэтому японских машин, к удивлению, в стране очень мало — продаются лишь те модели, что завозятся из США: Camry, Venza, Accord и пр.
Здесь основные продажи у любых марок приходятся на большие седаны. Корейцы чрезвычайно озабочены своим имиджем. Характерная деталь: даже огромный Genesis здесь продается лучше, чем бюджетный Accent! А Hyundai i20 и вовсе на местном рынке не представлен. Никакой кореец в здравом уме не купит микрокар, скорее он будет страдать, сжигая бензин по 60 рублей за литр в шестицилиндровом двигателе своего старинного Kia Enterprise 1998, зато люди будут видеть: едет солидный человек на длинной черной машине!
При этом непонятно, куда ездят корейцы на своих седанах. Парковки перед офисами настолько дороги, что на работу за рулем ездят только топ-менеджеры, которым компания оплачивает место. Остальные предпочитают метро и такси (оно здесь очень дешевое). В больших городах бесплатных парковочных мест нет, междугородние дороги также платные, примерно 2 рубля за километр.
А как ездят корейцы! Даже для водителя пассажирского автобуса вполне в порядке вещей проехать перекресток на красный свет или пересечь сплошную линию, а рядность вообще соблюдать не принято. При этом в целом корейцы — крайне законопослушная нация, а штрафы за нарушения ПДД велики. И почему они так водят — совершенно непонятно. Впрочем, этот вопрос часто можно задавать себе и на родине.
Текст: Сергей Лобанов
