
Путешествия по России требуют особой подготовки. Тут не пригодятся ни языки, ни путеводители, зато можно узнать многое не только о родине, но и о себе. Во всяком случае первое наше путешествие по России мы решили предпринять в одно из самых известных «мест силы» — на Алтай.
Если в запасе нет пары месяцев отпуска, солидного запаса жизненных сил и финансов, чтобы ехать через полстраны на собственном автомобиле, вариантов окажется несколько. Чтобы добраться до Горного Алтая, можно лететь прямо в городок Горно-Алтайск либо воспользоваться самолетами, направляющимися в Барнаул или Новосибирск. В первом случае полет обойдется дороже, зато вы сразу окажетесь почти на месте (подумаешь, всего-то часа 3-4 до гор на автомобиле), во втором или третьем — придется ехать еще часов 5 или 8. В любом случае путешествие начинается в центральном и единственном городе Республики Алтай Горно-Алтайске, расположенном чуть в стороне от знаменитого Чуйского тракта, соединяющего республику с соседней Монголией. Городок маленький и не интересный ничем, кроме разве что своего университета.
В Горно-Алтайске имеет смысл арендовать автомобиль, чтобы чувствовать себя свободным в перемещениях и путешествовать без помех. Внедорожник позволит проехать вглубь долин, но достаточно будет и легкового автомобиля, поскольку подняться в горы на машине вы все равно не сможете — как правило, это запрещено, да и редкому УАЗику под силу.
Для знакомства с Алтаем мы выбрали природный заповедник Уч-Энмек, который расположен в Онгудайском районе. Здесь есть и «места силы», и памятники древних культур, и потрясающей красоты горы с возможностью пеших и конных походов, а главное — неподалеку от турбазы Уч-Энмек, которую мы выбрали центром своего пребывания, проводится знаменитый этнографический фестиваль «Эл-Ойын», в переводе «Народные игры».
Удалые молодцы и природные силы
Фестиваль проводится раз в два года и собирает огромное количество участников и зрителей. Урочище Кабайлу неподалеку от села Ело становится огромным палаточным городом, по две стороны горы располагаются концертно-ярмарочная и спортивная зоны, работают традиционные кафе, проходят театрализованные представления, торгуют сувенирами, медом и всем, что только душе угодно. Праздник проводится в точном соответствии с древними ритуалами, причем ритуалы эти только для посвященных, попасть на них можно лишь по специальным приглашениям, да и время не очень «туристическое» — рассвет. На самом деле для алтайцев традиция и их исконные верования в силу духов природы живы по-прежнему. Алтайцы очень связаны со своим удивительным ландшафтом, они действительно черпают силу от гор и лесов, поэтому вдумчивое вознесение благодарности духам места перед началом спортивных соревнований вовсе не выглядит анахронизмом.
В расписании фестиваля особое внимание привлекают несколько событий: соревнование сказителей-кайчи, борьба куреш и конно-спортивная игра кок-бору. Интересными оказались и скачки на лошадях — главным образом тем, что жокеи скачут кто во что горазд, кто-то в полной амуниции, кто-то вовсе без седла и без уздечки. Словом, удаль молодецкая и полный судейский произвол.
Сказители-кайчи приступили к своим песням вечером первого дня. Горловое пение — феномен, известный во многих традиционных культурах. У алтайцев оно сопровождается аккомпанементом разных музыкальных инструментов, а сам кайчи, продолжая петь, умудряется имитировать топот копыт, рев зверей, пение птиц, звон сабель — словом, буквально рисует в чистом горном воздухе картины тех эпических сражений, о которых поет. Кайчи впадает в транс, он может петь часами, днями и сутками, и, слушая его, словно тоже утрачиваешь связь с настоящим временем.
На второй день главным событием стала борьба куреш, один из самых необычных видов спорта. Это так называемая «борьба на поясах», древняя тюркская забава, напрямую связанная с полезным умением свалить всадника с коня, схватив его за пояс. Только в борьбе, разумеется, участвуют пешие. Правила просты: соперники стоят друг против друга, крепко схватив двумя руками пояса друг друга. Отпускать пояс нельзя, за это начисляются штрафные очки, также нельзя выходить за ковер (или поле), опускаться на колено. Можно бросить противника, пытаться повалить его, чистой победой считается бросок на спину. Сегодня куреш имеет свою федерацию, проводятся регулярные соревнования. Кстати, бои на фестивале «Эл-Ойын» включены в официальный график.
Но, пожалуй, самым зрелищным и азартным событием являются конные игры. Кок-бору — традиционная тюркская забава, ее знают и в Монголии, и в Турции, и в соседних Казахстане и Киргизии. Это такой «утяжеленный» вариант игры в поло. Две конные команды, поле, две пары «ворот» и некий предмет, выполняющий функции мяча. Кок-бору в переводе означает «козлодрание», потому что «мячом» в игре выступает обзглавленная туша козла, причем не муляж, а вполне настоящая туша весом 40 кг. Наблюдать, как ловкие игроки, свесившись с лошади буквально ей под брюхо, одной левой хватают 40-килограммовую тушу, удивительно. Задача команды — закинуть (броском, да!) этот предмет в «ворота» — некое подобие печки-тандыра, круглой формы земляной насыпи. Но мало подобрать тушу и закинуть, надо еще ее не упустить, когда на удачливого игрока набрасываются тучей соперники, пытаясь козла отвоевать. Вот тут-то и начинается настоящее «козлодрание» — азарт, агрессия, демонстрация силы и удали. Только тот, что сам ездит верхом, может оценить и то, что игра конная. Конечно, лошадей для кок-бору дрессируют специально, но в какой-то момент кажется, что играют кентавры — как влитые сидящие на лошадях всадники.
Приключение духа
Вообще, лошади на Алтае — особая тема. Поехать сюда и не отправиться в конный поход, наверное, невозможно. Да и неправильно. Потому что только верхом можно добраться до горных плато, где летом лежит снег, и только верхом можно почувствовать себя частью этой природы. Конные походы — хорошо развитое туристическое развлечение. Алтайские лошадки невысоки ростом, послушны и обладают плавным ровным шагом. Ну и, конечно, они понимают, что на спине у них не всадник, а турист, и делают «поправку на чайника». Как правило, конный тур занимает 4-5 дней, в каждый из дней предусмотрен небольшой переход, в среднем около 8-10 км пути, стоянка, экскурсии вокруг места стоянки. Любой поход требует проводника-экскурсовода, а на четыре лошади полагается один конюх. Поэтому оптимальное количество людей в группе — кратное четырем. Если вы отправляетесь в поход вчетвером, вы оплачиваете пять лошадей и услуги конюха-проводника, а если впятером, то шесть лошадей и уже двух конюхов.
Как правило, первый день оказывается днем знакомства с лошадью, турист привыкает чувствовать себя конником, учится управлять лошадью и доверять ей. Крутые перевалы, часто каменистые, с горными речками и прочими препятствиями чередуются с дивной красоты альпийскими лугами, по которым так приятно проехать резвой рысью. О красотах пейзажа рассказывать словами бесполезно, а вот знать о силе священных гор и попытаться ощутить свою связь с ландшафтом, пожалуй, стоит. Поход к священной горе Уч-Энмек, например, занимает 4 дня, несмотря на расстояние всего в 20 км. И дело не в физической сложности пути, а в том, что перестраивается ваше восприятие мира — кажется, что сознание чуть-чуть изменяется и весь мир вокруг превращается в Страну Чудес.
Ну а возвращение с гор и вовсе оказывается приключением — как правило, спускаться никому не хочется, и мир Алтая придумывает для вас всякие «зацепки». Словом, приключение духа.
Древние и современные
В этих местах люди жили, пожалуй, почти всегда. Поэтому природа природой, но приехав на Алтай, нужно отдать дань культурному наследию. Долина Каракол, где расположена турбаза «Уч-Энмек», хранит и петроглифы времен неолита, и следы скифской культуры, и памятники тюркского средневековья.
Петроглифы, наскальные рисунки, как правило, расположены на южных сторонах, что было связано с солярным культом. Многие из прежде стоящих вертикально плит упали, так что теперь по этим свидетельствам культа мы в прямом смысле слова ходим ногами. Тут есть изображения лошади, летящего по небу оленя, матери-защитницы, козла с мировым древом на рогах — все, как в школьных учебниках.
Очень большое впечатление производят величественные скифские захоронения. В этом районе есть несколько систем курганов — помимо самого знаменитого, Пазырыкского, прямо в долине Каракол были обнаружены Туектинский и Башадарский курганные комплексы. Раскопки были начаты здесь в XVIII-XIX веках, именно тогда золото скифов попало отсюда в коллекции Эрмитажа. Интересно, что археологам воспротивились местные жители, и раскопки пришлось остановить. Алтайцы убеждены, что курганные комплексы сооружались в особых местах, так называемых «местах силы», их использовали для общения с Высшими силами Вселенной. Сегодня благодаря научным приборам мы можем точно зафиксировать на этих местах геологические аномалии. Так, на Башадарских курганах были обнаружены аномальные геомагнитные излучения, поле меняется с огромной амплитудой, порождает магнитные бури и — доказано — реагирует на присутствие людей. Камни, образующие верхнюю охранную кладку курганов, как оказалось, имеют сильное магнитное поле, а если учесть, что выкладки Башадарского кургана имеют 9 царских курганов, около 50 малых и выложены дугой, состоящей из около 100 колец, становится понятно, что здесь было не просто захоронение, но ритуальный комплекс, по сложности вряд ли уступающий знаменитым пирамидам.
Помимо древних, есть и более близкие нашему времени памятники, например буддийская ступа в горах за селом Бичикту-Боом. Традиционной религией Горного Алтая был шаманизм, люди здесь поклонялись духам природы, приносили им жертвы. Буддизм пришел на Алтай в конце XVIII века и неожиданным образом получил широкое распространение. Под влиянием буддизма сформировалось новая религия — белый шаманизм. О старых и новых традициях, о ритуалах, духах огня и гор гостям с удовольствием рассказывают сами алтайцы, которые стремятся сохранить свою традиционную культуру. На территории турбазы «Уч-Энмек» есть, помимо гостиницы, юрт и традиционных аилов, сакральное место — площадка с очагом, где проводятся ритуальные церемонии, и настоящий шаманский аил, куда приглашаются немногие избранные, отправляющиеся в паломнические туры по «местам силы». Директор базы Данила Иванович Мамаев возглавляет не только природный парк, но и общество по сохранению традиционной культуры Алтая, с удовольствием рассказывает о духе места и удивительных верованиях алтайцев.
Текст: Анна Конева
